|
С конца 80-х годов у большинства автомобилей появилась такая деталь, как
датчик содержания кислорода в выхлопных газах. Лямбда-зонд, О-2 датчик,
кислородный датчик (Oxygen Sensor) - так по разному могут называть эту
небольшую, но важную детальку. С началом выпуска автомобилей с
каталитическим нейтрализатором выхлопных газов появилась необходимость и
в лямбда-зонде. Для нормальной работы катализатора нужно обеспечить
постоянное оптимальное соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси,
поступающей в камеру сгорания. В противном случае способность
катализатора доокислять вредные примеси будет недостаточной и недолгой.
14.7 частей воздуха и 1 часть топлива - именно такой состав обеспечивает
максимальное сгорание топливно-воздушной смеси, а лямбда-зонд
предназначен как раз для того, что бы помогать "мозгам"(ECU)
поддерживать эту пропорцию. В зависимости от содержания кислорода в
выхлопе датчик выдаёт соответствующее напряжение и ECU корректирует
состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива.
Как взаимосвязаны катализатор и лямбда-зонд?
Учитывая вышесказанное, становится ясно, что
катализатору необходимо наличие лямбда-зонда, а вот лямбда-зонду нужен
ли катализатор? Будет ли он правильно работать, если катализатор, к
примеру, удалён? Попробуем ответить: датчик стоит перед катализатором и
меряет содержание кислорода в газах именно перед ним, и после удаления
катализатора так и будет продолжать мерять дальше, то есть наличие или
отсутствие катализатора никак не влияет на сигналы, которые даёт
лямбда-зонд, на них влияет только количество кислорода. Другое дело,
когда стоят два кислородных датчика - один до, а другой после
катализатора. На основании сигналов от второго датчика происходит
дополнительная корректировка состава смеси, а содержание кислорода после
прохождения газов через катализатор конечно же меняется, и вот тогда
его отсутствие может отрицательно сказаться на процессе образования
топливно-воздушной смеси.
Можно отключать лямбда-зонд?
После замены катализатора на пламегаситель, наличие
лямбда-зонда, как детали обеспечивающей в числе прочего качественную
работу катализатора, становится не важным, поэтому часто возникает
вопрос: можно ли эксплуатировать автомобиль совсем без лямбда-зонда?
Здесь одного решения для всех нет. Наиболее просто и правильно эта
задача решается в том случае, если у данного автомобиля предусмотрена
возможность перепрограмировать ECU на режим работы без катализатора,
как, например, у большинства BMW с мозгами Бош (Сименс не
перепрограмируется). В этом случае после удаления катализатора меняется
программа управления и лямбда-зонд просто снимается и всё. У некоторых
марок автомобилей перепрограмирование невозможно и если неисправность
датчика сильно влияет на работу мотора, тогда выхода нет - должен стоять
исправный датчик. Так же у многих автомобилей неисправность или
отсутствие л-зонда практически не сказывается ни на динамике, ни на
расходе топлива, такой плюс есть, например, у большинства Тойот и
Мерседесов начала 90-х годов. В таком случае можно спокойно спокойно
эксплуатировать машину и без датчика, но конечно ещё лучше, когда всё в
порядке.
Взаимозаменяемы ли датчики от различных автомобилей?
Лямбда-зонды отличаются друг от друга резьбовой
частью, наличием подогрева, количеством проводов и соединительным
разьёмом. А принцип работы и сам рабочий элемент у всех датчиков
практически одинаковые. Поэтому если у вашего датчика три провода и
резьба 18х1.5, то можете смело ставить универсальный датчик с такими же
параметрами или, например, от ВАЗ 2110. Датчик работать будет правильно,
а его надёжность и долговечность будет зависеть уже от производителя.
Если не доверяете "жигулёвским деталям", а нужного вам датчика нет в
наличии, то в магазинах можно найти универсальный датчик практически
любого типа. Главное не перепутать при перепаивании провода. Даже
различие резьбы не так страшно. На большинстве японских автомобилей
резьба лямбда-зонда меньшего диаметра, чем у европейских, и если только
датчик стоит не в чугунном коллекторе, то можно просто вварить гайку с
нужной резьбой. Единственно нужно помнить о том, что попытка съэкономить
небольшую сумму очень часто выливается в ещё большие потери, и прежде
чем что-либо переделывать в своей машине, лучше как следует подумать.
Что не любит кислородный датчик.
Рабочий элемент датчика очень чувствительный и быстро
выходит из строя, если подвергается воздействию различных вредных
присадок, содержащихся в некачественном бензине, особенно вреден свинец.
Попадающие в камеру сгорания антифриз или масло, перегрев или плохие
контакты в электропроводке также отрицательно сказываются на его
долговечности. Проверять работоспособность можно как осциллографом, так и
лямбда-тестером, но последний редко встречается в отечественных
автосервисных предприятиях, хотя и более точен в своих показаниях.
|
|